Автомобильный сабвуфер своими руками

Автомобильный сабвуфер своими руками

Наверное, я не открою большого секрета, если скажу, что небольшие по размеру динамики, которыми оборудуют аудиосистемы в автомобиле, не обеспечивают хорошее воспроизведение «басов» . Один из возможных способов решения этой проблемы также хорошо известен — дополнить стереосистему сабвуфером(общим для правого и левого стереоканалов усилителем со своим динамиком, который воспроизводит низкочастотные составляющие звукового диапазона до 200-250 Гц). Вот только стоит такой акустический агрегат с дополнительным усилителем едва ли не дороже всей стереосистемы вместе взятой. Поэтому я и решил взяться за изготовление автомобильного сабвуфера своими руками.

Материалы

Для сборки сабвуфера я приобрел:

  • 10-дюймовый низкочастотный динамик ALTRONIX E-RSW1039A;
  • два электронных набора для радиолюбителей — «Активный блок обработки сигнала для сабвуферного канала» и «Мощный одноканальный
  • усилитель низкой частоты» (МАСТЕР КИТ NM2117 и NM2034);
  • 5 м специального кабеля (ROCAR HIENDPCOFC SPEAKER CABLE) для подключения акустической системы;
  • корпус для сборки электроники (Z-4A);
  • клеммы;
  • разъемы;
  • штекеры.

Автомобильный сабвуфер своими руками

Шаг 1. Низкочастотный динамик ALTRONIX E-RSW1039A Но сначала пришлось заняться изготовлением корпуса акустической системы типа «закрытый ящик» с фазоинвертором (см. рис. 2).

Автомобильный сабвуфер своими руками

Шаг 2. Конструкция корпуса акустического агрегата закрытого типа с фазоинвертором. Полезный объем корпуса V, диаметр d, длину l трубы фазоинвертора и другие параметры рассчитал на компьютере с помощью программы JBL SpeakerShop (для расчетов можно воспользоваться и этой программой). Все эти расчеты программа выполняет исходя из характеристик используемого динамика (полной добротности Qts, резонансной частоты Fs, эквивалентного объема Vas и т.д.). В моем случае получилось: d=60 мм, l=96 мм. Для динамиков другого типа эти параметры будут, естественно, другими, и в конструкцию акустического агрегата необходимо внести соответствующие изменения. Проще всего в домашних условиях сделать корпус для сабвуфера в виде круглого бочонка, у которого динамик встроен в одно из донышек. При этом оба донышка можно вырезать электролобзиком из ДСП или многослойной фанеры (рис. 3), а цилиндрический корпус согнут из листа ДВП.

Автомобильный сабвуфер своими руками

Шаг 3. Оба круглых донышка корпуса выпилены лобзиком из ДСП. Сначала я сомневался в прочности такой конструкции и предполагал наклеить два слоя, но после завершения сборки все мои сомнения развеялись, так как корпус получился очень жестким и с ДВП в один слой. Согнуть же заготовку из листа ДВП в цилиндр оказалось довольно просто. Для этого ее достаточно распарить с внешней стороны, проглаживая утюгом через мокрую тяпку. После того как лист ДВП был согнут, круглые донышки я вклеил ПВА и дополнительно закрепил скобками с помощью строительного степлера. Готовый корпус с внешней стороны обшил ковролином (наклеил и закрепил скобами) (рис. 4).

Автомобильный сабвуфер своими руками

Шаг 4. Готовый корпус обшивается ковролином В заключение вклеил трубу фазоинвертора, закрепил на задней панели вставку с клеммами для подключения, подпаял провода и установил на место динамик. Все получилось очень неплохо (рис. 5).

Автомобильный сабвуфер своими руками

Шаг 5. Акустический агрегат в собранном виде. Со сборкой электроники никаких проблем не возникло. В оба набора вложены довольно подробные и понятные инструкции, по которым все можно собрать и подключить легко и просто (рис. 6).

Автомобильный сабвуфер своими руками

Шаг 6. Со сборкой электроники из наборов МАСТЕР КИТ не возникло никаких проблем Единственное, что сделал не по инструкции — вместо рекомендованного для микросхемы усилителя мощности радиатора площадью 600 см квадратных установил радиатор центрального процессора (разъем Socket 370) с вентилятором, оставшимся после модернизации компьютера. Замена оказалась вполне приемлемой. И, наконец, электронику я специально вынес в отдельный корпус, хотя рациональнее было бы поместить ее в корпусе акустического агрегата, выгородив для этого специальный отсек. Но мне очень хотелось самому «покрутить» все эти ручки и настроить сабвуфер непосредственно в салоне машины при прослушивании реальной «музыки». Поэтому собранный усилитель я разместил в перчаточном боксе (рис. 7), а на его лицевую панель дополнительно установил отдельный выключатель питания.

Автомобильный сабвуфер своими руками

Шаг 7. Электронный блок сабвуфера установлен в перчаточном боксе, называемом в просторечье «бардачком». Звучит стереосистема с самодельным устройством ничуть не хуже, чем с фирменным, а стоит в несколько раз дешевле.

Читайте также:


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: